Добро пожаловать на официальный сайт МОУ СОШ №36 Дзержинского района города Волгограда!
 Праздники России

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36

Дзержинского района города Волгограда

 

  

 
   
 

 

 

Главная

О школе

Публичный доклад

Наши учителя

ДО  "Мечта"

Родителям

Виртуальный музей

ВМ "Содружество"

Психологическая служба

ЮИД

Клуб ветеранов

АРХИВ НОВОСТЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быкова Ольга Юрьевна

Интегрированный урок по химии и обществознанию в 10 классе.

Урок разработали: учитель химии Быкова О.Ю., учитель обществознания Рябова С. П.

Матетиалы урока.

 

Тема урока: « Спирты, их строение и свойства. Алкоголизм  – проблема России ХХI века»

 

 Цели урока:

Химия:

1.      Повторить состав и строение спиртов, изучить физические и химические свойства спиртов, их получение.

2.      Продолжить формирование логического мышления: уметь проводить сравнение, анализ, обобщение, прогнозировать и давать теоретическое обоснование.

3.      Расширить научное представление о влиянии алкоголя на организм.

Обществознание:

1.      Сформировать представление об алкоголизме, как об одной из опаснейших форм отклоняющегося поведения в условиях современного общества.

2.      Развивать навыки устной речи, умения грамотно высказывать и аргументировать свою точку зрения.

3.      Способствовать формированию негативного отношения к алкоголю.

 

Оснащение урока:

     Плакаты с высказываниями великих людей о вреде алкоголя, таблицы «Классификация спиртов», «Внутренние органы человека» (компьютерный вариант), Виртуальная лаборатория по органической химии, компьютерные презентации к мини-проектам «Социологический опрос «Ваше отношение к алкоголю» и «Отношение к алкоголю в разные периоды российской истории» (опережающее домашнее задание); инструктивные карты по химии для обучающихся, практическая работа «Определение уровня алкоголя в крови и степени опьянения» (раздаточный материал), задания для работы в группах.

 

Тип урока : интегрированный урок по химии и обществознанию ( 2 урока по 45 мин.)

 

     План урока:

  1. Определение спиртов, номенклатура и гомологический ряд.

  2. Строение молекулы спиртов и взаимное влияние атомов.

  3. Физические и химические свойства спиртов.

  4. Влияние спиртов на организм человека.

  5. Отношение к алкоголю в русском государстве в разные периоды истории.

  6. Способы получения спиртов.

  7. Влияние алкоголизма на состояние современного общества. Отношение общества к этой проблеме.

  8. Различные аспекты проблемы алкоголизма и пути их решения.

  9. Выводы, подведение итогов урока.

 

Ход урока

 

Организационный момент.

 

Вводное слово учителя (постановка проблемы).

Учащиеся рассаживаются по группам(столы заранее определены и пронумерованы).

 

Учитель обществознания:«По данным ВОЗ средний уровень жизни в РФ составляет у мужчин 55 лет, у женщин – 64 года. Это очень низкий показатель – один из самых низких в Европе. Причины данного явления – нездоровый образ жизни, дорожно-транспортный травматизм, сердечно-сосудистые заболевания. В основе многих ранних смертей – злоупотребление алкоголем. Эта проблема является для нашей страны настолько актуальной, что мы решили посвятить ей отдельный урок и разобраться с ней подробнее.

     На прошлом уроке мы говорили о различных формах отклоняющегося поведения, а сегодня рассмотрим одну из самых опасных – алкоголизм, его влияние на человека, общество и государство. Алкоголь – это спирт, поэтому для глубокого понимания проблемы без химии нам не обойтись. Поэтому сегодняшний урок интегрированный – химия и обществознание».

 

Учитель химии: Спирты мы изучали в 9 классе и в этом году. Но сегодня мы решили еще раз вернуться к этой теме и рассмотреть строение и свойства спиртов в аспекте сегодняшней темы и еще раз разобраться, что же это за вещества – спирты, и почему они так воздействуют на наш организм.

       На уроке мы будем работать по инструктивным картам (они лежат перед вами на столах), В ходе урока вы будете их заполнять, будете работать в них и дома, они пригодятся вам для подготовки к экзаменам по химии»(приложение № 1).

Ученики знакомятся с инструктивной картой.

 

1.Учитель химии:Очень часто люди не задумываются о том, что они, собственно говоря, употребляют внутрь. Мы с вами сегодня еще раз убедимся, что состав вещества определяет его свойства.

     Переходим к следующему вопросу – классификация спиртов.

На экран выводится таблица «Классификация спиртов»

     Учитель поясняет, что 4 пункт инструктивной карты («Изомерия спиртов») заполняется дома учащимися самостоятельно.

     На доске ученик по материалам предыдущего урока отвечает на вопрос 1 и 2 по материалам инструктивной карты. Остальные учащиеся заполняют инструктивную карту (вопросы 1 и  2).

      Ученик у доски называет признаки классификации  спиртов, приводит примеры, остальные заполняют инструктивную карту (вопрос 3).

     Учащиеся делают пометки в инструктивной карте.

 

2.Учитель химии:Следующий вопрос – «Строение молекулы спиртов и взаимное влияние атомов в молекуле». Учитель дает объяснение, и на доске на примере этанола показывает взаимное влияние атомов в молекуле спирта и как оно влияет на свойства спирта. 

Ученики заполняют инструктивную карту (пункт 4).

 

3.Учитель химии:Вопрос о  водородной связи вы повторите самостоятельно (вопрос № 6 инструктивной карты), а на некоторых физических свойствах спиртов мы остановимся подробно. Предельные одноатомные спирты С1– С12  - жидкости.

Гидроксильные группы способствуют растворимости спиртов в воде. Хорошо растворимы в воде метиловый, этиловый и пропиловый спирты, с повышением молекулярной массы их растворимость уменьшается. Все спирты легче воды. Метанол – сильный нервно-сосудистый яд. При попадании в организм от 5 до 10 мл этого вещества наступает паралич зрения, вследствие поражения сетчатки глаза, доза в 30 мл и более вызывает смерть.

 А теперь мы остановимся на отдельных химических свойствах спиртов,  представляющих особый интерес для нашего урока(включается опыт из виртуальной лаборатории «Взаимодействие спиртов с металлами» ).

Уравнения взаимодействия спиртов с металлами и образования эфиров вы напишите дома самостоятельно, а сегодня мы остановимся на окислении спиртов. Давайте рассмотрим уравнение горения спирта. Учитель пишет уравнение на доске. Уточняется, что алкогольные напитки очень калорийные, (поэтому хронические алкоголики страдают отсутствием аппетита), обратите внимание на количество кДж в уравнении. А при метаболизме этанола в организме выделяется 770 кДж. Что это может означать?

Учащимися заполняется пункт 7 инструктивной карты.

      Давайте выясним, что же за продукт получается в организме человека из этилового спирта в результате окисления?  (демонстрация опыта из виртуальной лаборатории) Учитель пишет на доске уравнение реакции.

Смотрят опыт, комментируют результаты, записывают уравнение реакции в инструктивной карте». Делают пометки в инструктивной карте.

     Поясняется, что альдегид имеет свойство накапливаться в клетках, вызывая интоксикацию всего организма.

Учащиеся записывают уравнение горения в инструктивную карту.

Ученики делают вывод, что в организме человека спирты окисляются не до углекислого газа и воды, а до других продуктов.

Смотрят опыт. Записывают в инструктивную карту, выясняют, что в процессе реакции окисления получается альдегид.

 

4.      Учитель химии:Какое еще влияние оказывает алкоголь на организм человека? Было дано опережающее задание приготовить сообщение на эту тему.

     Переходим к практическому заданию по определению уровня содержания алкоголя в крови и влияния определенных доз на поведение человека.

      Учащиеся выполняют практическую работу в инструктивной карте (пункт 9), используя предложенные таблицы, и обсуждают результаты.

        Выступление учащегося с использованием   таблиц «Внутренние органы и системы органов человека», «Внутриутробное развитие ребенка» (приложение № 2).

            Просмотр видеоролика из учебника «Обществознание».

 

5.Учитель обществознания:Познакомившись с влиянием алкоголя на отдельный человеческий организм, посмотрим теперь, как эта проблема влияет на общество. Историки говорят, что князь Владимир отказался принять ислам, аргументируя это тем, что Руси есть веселие пити…». Ученикам предлагается выяснить, так ли это? Каким было отношение к алкоголю и алкоголизму у наших предков?

 Опережающее задание для группы учащихся было дано учителем химии – сообщение на тему «Отношение к алкоголю в разные периоды русской истории» представляется в виде компьютерной презентации (текст – приложение № 3). Учащиеся делают вывод, что с одной стороны государство боролось с алкоголизмом, а с другой активно занималось производством и продажей алкоголя.

 

   6.Учитель химии:Какими же способами производится пищевой спирт, пригодный для употребления и технический спирт, получаемый для промышленных нужд?

 Учитель поясняет, что получение этилового спирта – одна из древнейших химических реакций, используемых человеком. Она протекает в присутствии ферментов, выполняющих роль катализаторов.

Опережающее задание – подготовка краткое сообщение по этому вопросу. Ученик записывает на доске уравнения химических реакций, Учащиеся записывают в инструктивной карте уравнения (пункт 10) и делают вывод, почему технический спирт непригоден для употребления в пищу.

 

   7.Учитель обществознания: «Мы говорили об отношении к алкоголю в нашей стране в разные периоды истории, а теперь давайте перенесемся в сегодняшний день. Алкоголик… Больной человек. Пожалеть бы его…только нет почему-то жалости у окружающих. Почему, как вы думаете? Какой вред приносит алкоголизм людям из окружения алкоголика? Только ли близкие страдают от человека, употребляющего в больших количествах алкогольные напитки? Кто еще? Почему?

Беседа, в ходе которой учащиеся делают вывод: «Алкоголизм опасен не только для самого алкоголика и его близких, но и для общества и государства».

        По окончании беседы учитель говорит о том, что учащимся на уроке социологии было предложено составить анкету и опросить людей из своего окружения по данной проблеме.

Одна из учащихся представляет результаты проведенного анкетирования, выполненные в виде компьютерной презентации (приложение № 4).

 

    8.Учитель обществознания: Получается парадокс: вроде бы все понимают, что пить вредно, но по данным социологов,  90% девятиклассников уже пробовали алкоголь и не единожды.  Что же это такое? Мы не понимаем, что мы делаем, или не умеем применять теоретические  знания в реальной жизни?!

       Скоро вы станете взрослыми дееспособными членами нашего общества, и вам предстоит решать его проблемы. Я думаю, что в ходе предыдущих уроков вы уже задумывались над многими вопросами, которых мы коснулись сегодня - поэтому предлагаю вам сейчас такой вариант работы: каждая группа получит материал, в котором сформулирована одна из проблем, связанных с алкоголизмом в нашем обществе. У вас 5 минут на мозговой и штурм и 5 минут на то, чтобы высказать свою коллективную точку зрения по данной проблеме.

Каждой группе выдается карточка с заданием (приложение № 5), которое нужно обсудить и предложить свои решения. По окончании обсуждения лидеры групп выступают со своими предложениями, другие группы задают вопросы, вносят уточнения.

 

9.Учитель обществознания: Подводя итоги обсуждения, учитель говорит: – Все, что мы сейчас сказали, в общем-то, правильно. Но в нашей стране уже не раз вводились законы, наказывающие за пьянство. Не закон, ни наказание не помогут, пока мы сами не поймем, что губим свое здоровье и здоровье своих детей. Это вопрос культуры:  культуры труда, культуры отдыха, культуры отношения к самому себе, к своему здоровью, к своей личности.

   Я очень хочу, чтобы эта мысль стала главным выводом нашего сегодняшнего урока.

Так как проблема алкоголя и алкоголизма очень важна, вы еще неоднократно вернетесь к ней на уроках географии, обществознания, биологии, во внеурочной работе.

     А сегодняшний урок заканчивается. Как вы думаете, полезным ли он был? На сколько полезным? (для ума? для сердца?).

 

Подведение итогов урока, оценка работы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 
 

Найти: на vschool36.narod.ru

 
 
     
     
         

© 2011-2013 МОУ СОШ №36

Hosted by uCoz